Стрела Купидона пронзила сердца ценителей искусства: Дрезденская картинная галерея старых мастеров впервые показала на своем сайте изображение отреставрированного полотна Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (около 1657–1659), на котором наконец-то полностью видна расчищенная фигура Купидона. Ее раскрытие настолько радикально изменило композицию одной из самых знаменитых работ мастера, что музей теперь говорит о «новом» Вермеере.
Картина находится в его собрании более 250 лет. Она была приобретена в коллекцию саксонского курфюрста Фридриха-Августа II в Париже в 1742 году и с тех пор является частью Дрезденской картинной галереи старых мастеров.
О существовании на полотне фигуры Купидона стало известно благодаря рентгенографии, проведенной еще в 1979 году, и инфракрасной рефлексографии, подтвердившей находку в 2009-м. Ранее считалось, что художник сам изменил композицию, записав «картину в картине». Но уже в начале большого реставрационного проекта, запущенного в мае 2017 года, реставраторы обнаружили, что слой краски, закрывающий обнаженного Купидона на стене, был нанесен другой рукой. При снятии лака XIX века реставраторы заметили, что «характеристики растворимости» краски в центральной части полотна, там, где долгие годы все видели только глухую стену за спиной девушки, иные, нежели на остальной поверхности картины.
Дополнительное обследование, в том числе анализ в археометрической лаборатории (археометрия — научная дисциплина, определяющая возраст и происхождение объектов физико-химическими методами), позволило обнаружить между изображением Купидона и записью слои связующего вещества и загрязнения. Реставраторы пришли к выводу, что новый красочный слой был добавлен к полотну спустя несколько десятилетий после создания картины, а следовательно, сам Вермеер не мог записать Купидона. «Это самое сенсационное событие во всей моей карьере», — говорила в 2019 году, когда стало известно об открытии, старший реставратор музея Ута Найдхардт. По ее мнению, «теперь это совершенно другое произведение».
После того как слой записи аккуратно удалили скальпелем под микроскопом, композиция действительно радикально изменилась. Сегодня нет никаких сомнений в том, что девушка читает любовное письмо — раньше на это намекали разве что фрукты (яблоки) в вазе. Невидимая прежде картина с Купидоном занимает почти все пространство стены за ее спиной, делая композицию более активной и насыщенной, а героиня не кажется такой покинутой и одинокой.
В сентябре преображенное полотно можно будет увидеть на большой выставке «Ян Вермеер. В отражении» в Дрезденской картинной галерее (10 сентября 2021 года — 2 января 2022 года). Всего в экспозицию войдет пять живописных работ художника, что делает ее одной из самых значительных выставок нидерландского мастера за последние годы (до нас дошло в общей сложности более 30 картин Вермеера). В числе выдающихся экспонатов, предоставленных сторонними институциями, — «Географ» (1669) из Штеделевского художественного института во Франкфурте, «Вид на дома в Делфте» («Маленькая улица») (около 1658) из Рейксмузеума в Амстердаме, а также «Дама, стоящая у вёрджинела» (около 1670–1672), на заднем плане которой изображена та же самая картина с Купидоном, — она приедет из Национальной галереи в Лондоне.